5287528522543456445
1.    Зачем России нужна реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)?
Население России образует порядка 70 млн. тонн ТКО ежегодно. Но из-за отсутствия современных комплексов по обращению с отходами многие регионы оказались на грани мусорного коллапса. Фактически сложилась ситуация, что полигоны начали подступать к городам. Большинство из них морально и технологически устарели. Они построены еще в середине прошлого века и не были рассчитаны на такой объем отходов. Стоит отметить, что сильно изменился и состав мусора. Появился, например, пластик, который разлагается столетиями. Все это требует принципиально нового подхода. Если систему обращения с отходами не привести в порядок сейчас, мы задохнемся уже завтра.
Что система обращения с отходами представляла собой до сегодняшнего дня? Возчик забирал содержимое контейнеров и вёз его на полигон. В лучшем случае. В худшем – сваливал в лес или овраг, чтобы не платить за размещение отходов. Проконтролировать его работу было невозможно.
Глобальная стратегическая задача реформы – сократить объём захораниваемых отходов, обеспечить их вовлечение во вторичный оборот, полностью очистить страну от несанкционированных свалок. Работа новой системы обращения с ТКО призвана обеспечить полный цикл движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.
Теперь ответственность за обращение отходов берут на себя региональные операторы. Их можно назвать главными инструментами проводимой реформы. Контролировать регоператоров будут уполномоченные органы в субъектах.
2.    Что такое ТКО?
Это отходы, которые образуются людьми в жилых помещениях в процессе потребления. Сюда входят: пищевые отходы, тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты. В обязательства регоператора также входит вывоз старой или сломанной мебели, бытовой техники, электроприборов.
К ТКО также относятся аналогичные по составу отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Но есть исключения – отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. Это горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.
3.    Почему изменилась плата за мусор?
Потому что принципиально изменилась схема обращения с отходами. Задача, которую ставит перед собой реформа, - создать систему. Теперь в тариф входят следующие составляющие: сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание и захоронение отходов. Новая система обращения с ТКО позволит очистить страну от нелегальных свалок, гарантирует защиту окружающей среды и безопасность здоровью жителей. Еще один важный момент – количество отходов на полигонах полигонов значительно уменьшится, поскольку часть их будет отправляться на переработку.
В отдельных регионах может наблюдаться как рост, так и снижение платы за обращение с ТКО. Ранее оно относилось к жилищной услуге. Начисление производилось по квадратным метрам. С момента начала предоставления услуги региональным оператором обращение с ТКО становится коммунальной услугой. Так, начисления логично будут производиться исходя из количества проживающих, поскольку мусор образуют не квадратные метры, а люди. Соответственно, плата вырастет для тех, у кого в квартире прописано большое количество прописанных. А если в ней живет всего один человек, она даже уменьшится.
Стоит отметить, что ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг. То есть она будет исключена из квитанции за содержание жилого помещения.
Конечно, рост платы за обращение с отходами будет болезненным для жителей частного сектора, так как они платили в разы меньше, чем владельцы квартир, или не платили вовсе. При этом мусора они производят не меньше, чем владельцы жилья в МКД. Поэтому распределение платы вполне справедливое.
К тому же регионы сейчас активно вводят субсидии на данный вид услуг, ранее их не было.

4.    Кто устанавливает тариф для регионального оператора?
Тарифы утверждает орган тарифного регулирования в регионе.
5.    Что входит в структуру единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО?
В него входят расходы регоператора на транспортирование, получение банковской гарантии, затраты на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО, расходы на сбыт, заключение и обслуживание договоров с собственниками отходов и операторами. Утилизация – переработка в тариф не входит.   
6.    Как начисляется плата за новую коммунальную услугу?
С переходом услуги по обращению с ТКО из жилищной в коммунальную порядок её начисления изменится. Теперь будет учитываться не площадь жилья, а число зарегистрированных жильцов. И только в отдельных регионах сохранится прежняя формула расчета – по квадратным метрам.  
7.    Почему тариф изменится сразу (с 1 января 2019-го), а все предприятия будут построены только через несколько лет?
В тарифе нет инвестиционной составляющей регионального оператора. Соответственно, бизнес самостоятельно вкладывает собственные средства в развитие отраслевой инфраструктуры. Сейчас сфера обращения с отходами не относится к числу инвестиционно привлекательных.
Например, стоимость сортировочного завода в Тюмени, введенного в эксплуатацию в августе, составила 1,7 млрд рублей. Его годовая мощность — 350 тыс. т мусора. Завод в Нижнем Новгороде мощностью около 470 тыс. т обошелся в 1,2 млрд рублей.
Государство сегодня понимает сложности с привлечением инвесторов, поэтому планирует оказать отрасли серьёзную бюджетную поддержку. Так, в рамках нацпроекта «Экология» в ближайшие несколько лет планируется построить 131 мусороперерабатывающий комплекс.  
8.    Для чего нужны региональные операторы? Чем они отличаются от мусоровывозящих компаний?  
Регоператоры будут оказывать комплексную услугу по обращению с отходами. То есть они отвечают за всю цепочку движения отходов от источников их образования до объектов захоронения и переработки.
Все – физические и юридические лица – обязаны заключить с регоператором договоры. В МКД этот договор заключается между регоператором и управляющей компанией, ТСЖ, иными жилкооперативами. С жителями частного сектора регоператор заключает договоры индивидуально – с каждым собственником.
Обязанность заключение договора с регоператором для собственников жилых домов и юридических лиц закреплена законодательством (Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс, постановления Правительства РФ №1156 и №354).
9.    Что станет с договорами на вывоз ТКО, которые раньше были заключены с мусоровывозящими организациями?
Прежние договоры с мусоровывозящими компаниями автоматически утратят силу с 1 января 2019 года. Сейчас необходимо заключить договор с регоператором, которому и должна производиться оплата за услугу.
10.     Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.
В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
11.     Кто должен вывозить крупный габаритный мусор, ветки, смёт с улиц?
Крупногабаритные отходы (КГО) входят в категорию твердых коммунальных отходов, а значит, это сфера ответственности регоператоров. К КГО, например, относится мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы. Складировать крупногабаритные отходы следует в бункерах-накопителях или на специальных площадках. Регоператор должен вывозить КГО по мере накопления или по заявкам жителей.
При этом смет с придомовой территории МКД входит в состав ТКО, а смет, который появился в результате уборки улиц, отходы, образовавшиеся в результате спила деревьев и им подобные, должны убираться коммунальными службами.
 
12.     Если житель утверждает, что самостоятельно вывозит мусор на свалку, которая находится недалеко от населенного пункта, может ли он не заключать договор с регоператором?
Каждый житель обязан заключить договор с региональным оператором. Это требование закона. При этом создание несанкционированных свалок является нарушением установленных требований, за что предусмотрена административная ответственность.
13.     Какими могут быть последствия отказа оплачивать коммунальную услугу за обращение с ТКО?  
Регоператор вправе подать на собственника жилья в суд, чтобы взыскать с него задолженность. В итоге к плате за обращение с отходами добавятся пеня и судебные издержки. В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым также относится обращение с ТКО.  
14.     Человек, который уехал в командировку или отпуск, все равно должен платить за обращение с ТКО?  
Собственнику сделают перерасчет, если плата формируется исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении. Если потребитель отсутствует дома более пяти полных календарных дней подряд, он вправе написать заявление регоператору, который произведет перерасчет. При этом факт отсутствия необходимо подтвердить документально.
Если плата за обращение с ТКО начисляется исходя из общей площади жилого помещения, то перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
15.    Каким образом вывоз мусора должны оплачивать юрлица: по факту или по нормативу?
Согласно действующему законодательству предусмотрены следующие способы оплаты услуги по обращению с ТКО.
1.    Если юридическое лицо занимает помещение в многоквартирном доме, то плата за вывоз ТКО будет рассчитываться по соответствующему нормативу накопления ТК или, если осуществляется раздельное накопление или прямо предусмотрено в договоре с региональным оператором, – по количеству вывезенных контейнеров (по факту).
2. Если же юридическое лицо располагается вне многоквартирного дома и имеет собственные ёмкости для накопления ТКО, возможен расчет платы либо по нормативу, либо по объему контейнеров. Право выбора при этом остается за юридическим лицом.
16.  Какие требования предъявляются к оказанию услуги регоператором?
Требования к качеству предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а также отдельными СанПиНами и ГОСТами.
17. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.
18. Как начисляется плата, если гражданин зарегистрирован, но фактически не проживает в доме или квартире?
Это касается собственников, члены семей которых учатся или работают в других городах. В этом случае в соответствии с жилищным законодательством при заключении договора с регоператором по обращению с ТКО собственник может предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире гражданин фактически проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.
19. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.  Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры размещаются в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то на порталах субъектов РФ.
20.     В сельских населенных пунктах образуется большой объем отходов от животноводства и растениеводства. Можно ли рассчитывать, что регоператор вывезет их как ТКО?
Главная задача регоператора – обращение с ТКО. Отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) и те, которые образуются от ухода за зелеными насаждениями, к ТКО не относятся. Соответственно, в сферу деятельности регоператора они не входят.
Но законодательство не запрещает регоператору заниматься обращением с иными видами отходов, если у него есть такая возможность. Вывозятся данные отходы отдельно на договорной основе, стоимость услуги определяется соглашением сторон.
21. За что отвечают органы местного самоуправления в новой модели обращения ТКО с учетом передачи полномочий на региональный уровень?
До 1 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному) и транспортированию ТКО.
С 1 января 2019 – создание мест накопления ТКО (контейнерных площадок), определения схемы их размещения, организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с отходами.
22.     За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?
На управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки. Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.   
23.     Как и в каком объеме учитываются ТКО, которые образуются в результате содержания общего имущества (смет, спиленные деревья и кустарники с придомовой территории, мусор от уборки помещений общего имущества) и каков порядок их оплаты?
Расчет осуществляется по нормативам накопления в соответствии с утвержденной на федеральном уровне методикой. По ней смёт учитывается в тарифе. Мусор от уборки помещений общего имущества также входит в стоимость оказания услуг регоператора (отходы, подобные коммунальным).
А вот спиленные деревья и кустарники вывозятся организациями, имеющими лицензию, по нерегулируемой цене – не за счет тарифа регоператора.
24.    Какой путь будут проходить отходы после завершения реформы?
Мусоровоз будет забирать отходы из контейнера и вывозить их на мусоросортировочный завод. После того, как на сортировочных лентах из общего потока отберут полезные фракции, их отправят на переработку, а ту часть, которая останется, так называемые «хвосты», спрессуют и направят на обезвреживание или захоронение (согласно территориальной схеме региона).   
25.     Можно ли сэкономить на платежах при раздельном сборе мусора?
Сейчас многие ошибочно считают, что раздельный сбор позволит решить все проблемы отрасли обращения с отходами. Это не совсем верно. Все отходы, которые складируются в контейнере – общем или предназначенном для раздельного сбора – везутся на мусоросортирвочный завод. И только потом – на завод по переработке.
Раздельный сбор – это прямые затраты регоператора на покупку новой техники, найма дополнительных сотрудников, оплату расходов, связанных с эксплуатацией мусоровозов. При этом контейнер для сбора пластика вмещает в себя порядка 10-11 кг пластиковых бутылок. Их рыночная стоимость – 150-200 рублей. Цена самого контейнера – 15 тысяч рублей. Чтобы окупить один контейнер, нужно около 100 раз забрать из него мусор. Кроме того, стоимость мусоровоза – около 10-15 млн рублей. Так что внедрение раздельного сбора мусора – комплексный и поэтапный вопрос. К тому же тарифное законодательство на данном этапе не предусматривает возможность сэкономить при раздельном сборе.
Более того, привычку сортировать мусор надо прививать с детства. Как показывает практика стран, которые давно перешли на РСО (Германия, Австрия, Япония, Швеция), чтобы сознание изменилось, должно вырасти два поколения. Хотя это вопрос исключительно личной социальной ответственности. Многие готовы сортировать уже сейчас.
26.    Какое будущее в рамках реформы ждет нынешние полигоны по захоронению ТКО?
Современное законодательство предъявляет высокие требования к полигонам. Сегодня это многоуровневое сложное инженерное сооружение, совершенно безопасное для окружающей среды. Каждый слой отходов там утрамбовывается, перекладывается специальными материалами, чтобы исключить взаимодействие с почвой и грунтовыми водами.
Современные технологии предполагают установку специальных сооружений. Например, распыления веществ, которые при взаимодействии с воздухом образуют пленку. Соответственно, мусор не разлетается, исключается и неприятный запах, поскольку сбор свалочного газа осуществляется специальными газоотводными трубками.
А вот несанкционированные свалки и старые полигоны, которые исчерпали свой ресурс, будут рекультивированы. На их месте могут быть созданы, например, общественные пространства.
27.    Кто обслуживает мусоропроводы?
Мусоропроводы относятся к общему имуществу МКД. Соответственно, их обслуживание обеспечивают управляющие организации.
28.     Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).
29.     Должен ли собственник нескольких квартир оплачивать услугу обращение с ТКО, даже если он не проживает в данных помещениях?
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, и Жилищным кодексом собственник нескольких квартир или домов должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

Автономное учреждение Курской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг"

Курская обл., г.Курск, ул. Верхняя Луговая, 24

тел +7 (4712) 74-14-80 | Эл. почта

  vk